Купить билет онлайн

Русское искусство конца XVII - начала XX века

Русское искусство конца XVII - начала XX века
Здание Музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим», -1 этаж.

Экспозицию икон и медного литья 16-19 веков продолжают произведения светского искусства, демонстрируя самые ранние образцы парсунного письма и портретов петровского времени. История формирования художественных коллекций музея характерна для многих российских музеев, возникших в послереволюционный период, и тесно связана с порой трагическими страницами истории страны. Основанный в 1920 году в зданиях закрытого монастыря, музей почти сразу стал крупнейшим художественным центром Подмосковья. У истоков строительства музея стоял его первый директор - Натан Александрович Шнеерсон (1881-1945), непосредственно участвовавший в работе комиссии по национализации усадебных и частных собраний. В 1920-х годах Н.А. Шнеерсон развернул активную работу по обследованию усадеб и церквей западной части Московской губернии. Мандат, выданный Натану Александровичу, давал ему право вывозить художественные коллекции, которым грозила гибель на местах, в свой музей.

Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб архитектурному ансамблю и фондам музея. Лишь небольшую часть экспонатов успели эвакуировать в Алма-Ату. Реставрация и пополнение фондов стали важными направлениями деятельности музея в послевоенный период. Особенно активно эта работа велась, начиная с середины 1970-х годов, когда директором В.Ф. Нижегородовым, пришедшим к руководству музея в 1973 году, был сформирован научный коллектив из выпускников МГУ: искусствоведов и историков. Можно без преувеличения сказать, что именно эти годы стали временем возрождения и расцвета музея. Стремясь восполнить утраченные во время войны ценности, собиратели следовали жанровому и тематическому составу той коллекции, которая сложилась ранее. В довоенном собрании русского искусства XVIII-XIX веков основным жанром был портрет и пейзаж.

Восемнадцатое столетие справедливо считают веком портрета. Расцвет портретного жанра происходит уже в петровское время. В эпоху глубоких преобразований и становления светской культуры активная, деятельная личность становится основным объектом искусства. Идеалы нового времени воплотились не только в мужских, но и в женских образах, наглядным примером тому служит один из самых ранних портретов в собрания: «Портрет княжны Смарагды (?) Марии(?) Кантемир».

С проблематикой искусства середины XVIII века связано творчество знаменитого русского живописца Алексея Петровича Антропова. Для этого времени характерен некоторый возврат к русской старине, парсуне, характерный пример этому – «Портрет царевны Софьи» кисти Антропова.

Периодом блестящего расцвета портретной живописи в России стала вторая половина XVIII столетия. Русское портретное искусство этого времени развивалось в двух основных направлениях: в жанре парадного и камерного портрета. Наивысшие достижения в развитии жанра интимного портрета в русском искусстве 2-й половины века связаны с именем Ф.С. Рокотова. Кисти Фёдора Степановича Рокотова принадлежит «Портрет Маргариты Францевны Зотовой».

В это же время широкое распространение в России получил скульптурный портрет. Русское общество предстает в работах одного из лучших мастеров скульптурного портрета Федора Ивановича Шубина. Точность и многогранность характеристик, разнообразие и богатство композиционных решений придают бюстам Шубина исключительную выразительность. В музейном собрании хранится мраморный бюст А. М. Голицына работы Шубина, а также два бюста скульптора Якова Ивановича Земельгака, работавшего в мастерской Шубина и испытавшего его влияние на свое творчество.

Более позднюю страницу в истории русского искусства представляет портрет князя Сергея Николаевича Долгорукого(1802) работы знаменитого живописца В.Л. Боровиковского.

Неотъемлемой частью русской художественной культуры XVIII -ХIХ веков является творчество иностранных мастеров, работавших в России, так называемая, «россика». Шведскому художнику Александру Рослину, жившему в России в 1775-1777 годах, приписывается ряд портретов из собрания. Лучший из них - портрет Захара Григорьевича Чернышёва. Классическим парадным дворцовым портретом в собрании музея является «Портрет княгини М. Ф. Барятинской с дочерью Ольгой» (1817). Портрет был выполнен французским художником Робером Лефевром, когда Мария Фёдоровна, урождённая графиня Келлер, жила в Париже со своим мужем дипломатом Иваном Ивановичем Барятинским.

Усадебные портреты органично бытовали среди окружавшей их мебели и тех изделий, которые принято сейчас называть предметами прикладного искусства. Музейную экспозицию также украшает мебель 18 и 19 веков и лучшие образцы из собрания русского фарфора и стекла.

Искусство первой половины XIX века отражает разные направления. С романтическими настроениями, существенными для русской культуры первой четверти XIX столетия, связан портрет С.М. Голицына кисти выдающегося живописца В. А. Тропинина, «Портрет неизвестной» кисти Николая Аргунова демонстрирует наметившийся в эти годы процесс демократизации искусства, который выразился в расширении социального круга портретируемых, в возрастающем интересе художников к передаче частной жизни человека.

Небольшой раздел пейзажной живописи даёт возможность на единичных примерах проследить почти все этапы развития жанра. Романтический настрой, в целом характерный для творчества Максима Воробьёва, ощущается и в его «Итальянском пейзаже». Понимание Воробьёвым пейзажа как сочиненного, возвышенного, оказало воздействие и на его прославленного ученика, выдающегося русского мариниста И. К. Айвазовского. Поэтика обыденного утверждается в реалистических пейзажах А. К. Саврасова. В музее хранится позднее произведение мастера, написанное в конце 1880- начале 1890-х годов.

Обращение к светлым сторонам жизни, к так называемой теме «отрадного», становится характерной чертой искусства рубежа XIX- XX века. Необычайной выразительностью отличается «Портрет И.Ф. Тюменева с женой» А.П. Рябушкина. Светлое приподнятое настроение веет от всего строя картины, написанной в быстрой импрессионистической манере. Блестящим образчиком искусства, связанного со стилистикой модерна является «Портрет А. Б. Высоцкой – Готц» работы Л. О. Пастернака.