Купить билет онлайн

В мае 2017 года исполняется 300 лет со времени визита Петра Великого (1672-1725) в Париж.

 В 1716 г. Петр I предпринял с самыми разными целями второе в своей жизни путешествие в Западную Европу. Оно было долгим - около двадцати месяцев. В это время все еще продолжалась Северная война: Петр Великий, выполняя национальные задачи, продолжал крепить позиции России на Балтийском море, от которого ее отодвинули соседи еще в начале ХVII века. 
Государственно-политическим архетипом для царя Петра, строившего Российскую империю с началом ХVIII века, служила современная ему Франция - Франция Людовика XIV (1638-1715), ее политическое устройство, военные силы, экономика, наука и культура. При этом каких- либо постоянных отношений у России и Франции не было. Петр надеялся расторгнуть союз Франции со Швецией, заключить союзнический договор с правительством малолетнего Людовика ХV и получить поддержку Франции в Северной войне. В этом контексте следует воспринимать его достаточно долгое пребывание в Париже в 1717 году. Оно известно по многим историческим источникам, в том числе и мемуарным, фактически по дням; например, мемуарам Сен-Симона. 
Петр I находился во Франции, главным образом, в Париже с 5 мая по 20 июня. Прожив во французской столице около шести недель, Петр I «видел за это время более, чем другой человек за целый год». Он сразу же встретился с регентом - герцогом Орлеанским, затем состоялся его прием малолетним Людовиком ХV (1710-1774). Мемуаристы отмечают, что Петр был очарован семилетним королем. 
Знакомство с французской армией обеспечивал Петру I маршал де Виллар. «В пятницу 14-го (мая 1717 г.) в шесть часов утра, - отметил герцог Сен- Симон, - он (Петр I) прибыл в большую галерею Лувра и осмотрел рельефные планы всех королевских крепостей, принимал его там Асфельд со своими инженерами. С той же целью там присутствовал маршал де Виллар с несколькими генерал-лейтенантами. Царь весьма долго изучал эти планы». Спустя два дня, «16 мая, в Троицу, он поехал в Дом Инвалидов. В столовой отведал солдатской похлебки и вина, выпил за здоровье солдат, похлопал их по плечам, называя «камрадами». Ему весьма понравились церковь, аптека и госпиталь, и вообще, казалось, он был восхищен тамошним порядком. Принимал его там маршал де Виллар. Супруга маршала приехала туда посмотреть на царя, и он, узнав, кто она, был с нею чрезвычайно учтив». Герцог Сен-Симон не только восхищался умом и любознательностью русского царя, но явно попал под обаяние его личности. 
В Париже Петр I не изменял своим привычкам: вставал в 4 часа утра, ложился в 9 вечера. Он поражал парижан отказом от роскоши в повседневности, простотой одежды (одевался, по отзывам, как буржуа). Отказавшись от приготовленных для него апартаментов в Лувре, он со свитой поселился в более скромном помещении. Побывав в опере, уснул во время представления и нисколько этим не был смущен. Говоря современным языком, царь «ничего из себя не изображал», вел себя естественно и непринужденно. Особенно изумляла французов любознательность царя и глубокие познания в области разных наук. Они даже сделали его членом Академии наук. На Монетном дворе в присутствии царя была выбита золотая медаль в честь Петра I. 
С первого дня царь занялся осмотром Парижа и окрестностей. По словам де Либа, состоявшего при русском царе для связи, «царь решает на каждый день все сам, внезапно и по своему личному усмотрению». Он побывал в Сорбонне, в обсерватории, в анатомическом институте, на гобеленовой фабрике, в картинной галерее, в библиотеке, посетил Сен-Клу, Версаль, Трианон, Марли, Фонтенбло и т.д. 
Нет сомнения, что Париж (как и вообще Западная Европа), произвел на царя глубокое впечатление, о чем свидетельствуют многочисленные указы о бытовых новшествах в жизни россиян, особенно дворянского сословия, изданные им после возвращения (Указ об ассамблеях, Указ об учреждении постоялых и гостиных дворов, Указ об учреждении трактиров и т.п.).
Во время пребывания Петра I во Франции русские и французские уполномоченные вели в Гааге переговоры о заключении союза, который был подписан 15 августа 1717 г. Это был первый по времени франко-русский договор, и с него отношения между Россией и Францией приобретают постоянный характер. 
Новый Иерусалим имеет наглядные свидетельства участия Петра I в деле своего созидания. Подтверждением тому служит изразцовый фриз с надписью на барабане большой главы Воскресенского собора(фото 6): «Начало основанию Нового Иерусалима 1656 года. Святейший Никон Патриарх в царство Великого Государя и Царя Алексея Михайловича застрой. В 1679 царь Федор Алексеевич до сводов воздвиже. В 1685 году Великие Государи Иоанн и Петр Алексеевичи совершиша» эта надпись из большемерных изразцов сделана взамен обветшавшей в ходе реставрации Воскресенского собора при императоре Николае I. 


В портретной галерее МВК МО «Музей «Новый Иерусалим» имеется несколько портретов самого Петра Великого и персон из его ближайшего окружения. Портреты императора относятся к историческим портретам, так как созданы в разное время уже после его смерти: 


1. Неизвестный художник. Конный портрет Петра I. 1740-е годы. Х.м., Размер: 88,5 х 54,5


2. Худ. Христиан Дитрих (1712- 1774) Портрет Петра I в охотничьем костюме. Середина ХVIII в. X. м., размер 37x28 


3. Худ. Подключников Н.И. (1813- 1877) Портрет Петра I. Сер. XIX в. X. м., размер 85 х 64 


4. Худ. Иван Никитин (?). Портрет княжны Смарагды Кантемир. 1710-1720-е годы. Х.м., размер: 90 х 70 Это один из лучших портретов художественного собрания МВК МО «Музей «Новый Иерусалим». Традиция считать портрет изображением Смарагды Кантемир опирается на полустертую надпись на авторском холсте. Но многое заставляет усомниться в ее истинности. Самые разные доказательства (в том числе хронология и сопоставление биографий дочерей князя Дмитрия Кантемира) дают повод предположить, что это портрет старшей дочери князя Кантемира Марии (1700-1754). В пользу этой версии говорит вся образная характеристика модели. Мария Кантемир была одной из образованнейших женщин своего времени, владела несколькими иностранными языками, занималась воспитанием младшего брата Антиоха Кантемира, впоследствии русского писателя и дипломата. Мария Кантемир, будучи блестящей статс-дамой при русском Дворе, пользовалась расположением Петра I и вошла в историю как последняя любовь царя. 


5. Неизвестный художник. Портрет герцога Карла Фридриха Голштинского. 1720-е годы. Х.м., размер: 80 х 64 (ФОТО) Герцог Карл Фридрих Голштинский (1700-1739), племянник шведского короля, известен в русской истории как зять Петра Великого и отец императора Петра III. По окончании победной Северной войны в 1721 году молодой Карл Фридрих Шлезвиг-Голштинский из династии Готторпов по приглашению Петра I переезжает в Россию и через три года становится официальным женихом старшей и любимой дочери Петра I Анны (1708-1728). Их брак состоялся уже после достаточно неожиданной смерти Петра Великого. В 1727 году чета вернулась в свое немецкое герцогство и поселилась в Киле. В 1728 году у них родился сын Карл Петер Ульрих - будущий русский император Петр III. Анна Петровна - герцогиня Голштинская вскоре умерла от туберкулеза.