Кульминацией фестиваля 8 и 9 июля стало выступление Большого театра России с двумя знаменитыми сочинениями Сергея Рахманинова — оперой Алеко и симфонической поэмой «Колокола».
Рахманинову, чье 150-летие в этом году отмечает весь музыкальный мир, была посвящена программа фестиваля. Художественный руководитель фестиваля дирижер Дмитрий Юровский предложил слушателю исторический ракурс: произведения композитора прозвучали в музыкальном контексте его эпохи. В концертах прозвучали не только популярные, но и редкие сочинения Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, Лядова, Аренского.
Вместе с постоянным резидентом фестиваля — Госоркестром имени Е. Ф. Светланова на фестивальную сцену вышли Дмитрий Юровский и его коллеги Михаил Грановский , за пульт оркестра Большого театра встали Филипп Селиванов и Алексей Верещагин.
Неизменно на фестивале «Лето. Музыка. Музей» принимают участие солисты с мировым именем. В этом году в Истре выступили лауреаты международных конкурсов пианисты Иван Бессонов и Вадим Руденко, скрипач Гайк Казазян, сопрано Динара Алиева и другие музыканты. В концертах Большого театра, самых масштабных за пятилетнюю историю фестиваля, на сцену вышли одновременно более 170 музыкантов.
В офф-программе приняли участие видные артисты, музыковеды и общественные деятели. В музыкальных превью, прошедших в выставочном пространстве музея «Новый Иерусалим» перед концертами приняли участие художественный руководитель фестиваля Дмитрий Юровский, солистка Большого театра Гузель Шарипова и солист «Геликон-оперы» Алексей Тихомиров; лекцию-презентацию выставки Музея музыки «Сергей Рахманинов: «Я — русский композитор» прочитал генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов; музыковед, кандидат искусствоведения, автор многочисленных работ по истории музыки Ада Айнбиндер представила лекцию на тему «Сергей Рахманинов. Его учителя, друзья и современники».
«Лето. Музыка. Музей» — один из самых масштабных фестивалей Подмосковья: в этом году его посетило около 8000 слушателей.
События фестиваля в обзоре СМИ
Виктор Александров, «Музыкальный Клондайк»:
«Красивый пейзаж и вечерний закат на фоне Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, несмотря на внезапно хлынувший ливень, способствовали ещё большему постижению этой великой музыки. Сотканная из интонаций знаменных распевов величественная Вторая симфония пленила своей поэтичностью и повествовательной лирикой. Каждую из частей партитуры маэстро Юровский вместе с музыкантами оркестра проживали подобно отдельным главам большого музыкального романа».
Елена Алексеева, портал Ревизор.ру:
«Большой театр впервые посетил Ново-Иерусалимский фестиваль, подтвердив высокую репутацию Подмосковного форума. Имея за плечами яркую творческую пятилетку, фестиваль „Лето. Музыка. Музей“ по привлекательности и значимости вышел за пределы Московской области и стал общероссийским событием».
Александр Матусевич, «Независимая газета»:
«Великолепные коллективы Большого были хороши и в опере, но особенно во второй части концерта, где прозвучали знаменитые „Колокола“ на слова Эдгара По в переводе Константина Бальмонта — известное сочинение, одно из последних, созданных в мирной России, до потрясений войн и революций, но, тем не менее, полное апокалиптическими предчувствиями. Опус роскошен буйством красок и разнообразием художественных средств. Помимо хора тут огромный оркестр, три солиста (сопрано, тенор и бас-баритон): но даже не количественные показатели состава определяют суть — „Колокола“ по богатству фактуры и музыкальных идей, обилию тем и настроений, их контрастности представляют собой самобытную, самодостаточную звуковую ойкумену».