Музыкальный цикл «Время, вперед!» стартовал в музее «Новый Иерусалим» | Музей Новый Иерусалим
• С 7 апреля два раздела постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим» — зал русского церковного и светского искусства и «Особая кладовая» — будут закрыты на реэкспозицию.
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
Музыкальный цикл «Время, вперед!» стартовал в музее «Новый Иерусалим»
Субботним вечером 15 марта на сцене концертного зала прозвучал «Гимн машинерии». Такое имя носит первый концерт в рамках музыкально-просветительского цикла «Время, вперед!» , задуманного как контрапункт к монографической выставке работ Александра Лабаса. По сути музыкальный фестиваль объединяет цикл из трёх лекций и шести концертов, завершающий из которых состоится 24 мая.

Старт циклу дал ансамбль солистов «Студия новой музыки» Московской консерватории — в его исполнении прозвучали сочинения Сати, Мийо, Антейла, Мосолова, Дешевова и Прокофьева. Музыкальный конструктивизм 1920-х, которому посвящен вечер, отражен в названиях пьес: «Каталог сельскохозяйственных машин», «Рельсы», «Завод», «Аэроплан», «Прибытие тракторной бригады в колхоз».

С большим восторгом зрители концерта слушали звучание уникального инструмента терменвокса. На нём музыкант — мультиинструменталист Олеся Ростовская — играет, просто двигая руками в воздухе и воздействуя на электромагнитное поле, нет ни струн, ни клавиш. Особенно интересно наблюдать за игрой, заранее узнав историю создания терменвокса.

« Поиски нового звучания музыки Будущего привели к созданию новых инструментов. Так физик и музыкант Лев Термен изобрел первый электромузыкальный инструмент терменвокс, а Иосиф Шиллингер написал для него аэрофоническую поэму — „музыку воздуха и металла“, Первую аэрофоническую сюиту для оркестра и терменвокса (1929 )», — рассказывает со сцены автор идеи, куратор и ведущий цикла — музыковед Юлия Де-Клерк.

Её лекция «Апология движения. Урбанизм. Индастриал. 1920-е», предшествующая концерту, познакомила зрителей с удивительным временем, когда интеллектуальный и технический пафос индустриальной культуры сочетался с особым явлением массового сознания 1920-х годов — «радостью бытия», «гимном машинерии», верой в красоту футуристических конструкций. История того непростого времени, история музыки и её связь с искусством в рассказе и в видеопрезентации лектора помогают иначе взглянуть на последующие музыкальные произведения.

Следующая концертная программа «Perpetuum mobile» состоится 29 марта и продолжит тему лекции. В исполнении пианиста Сергея Каспрова зрители услышат знаковые сочинения композиторов эпохи «музыкального футуризма». Тема «perpetuum mobile», или «вечное движение», — мечта о вечном двигателе, воображаемой машине, работающей постоянно. В классической музыке со времен барокко мотив вечного движения представлял виртуозную пьесу в жанре токкаты или этюда. ХХ век с его головокружительными скоростями и мощной концентрацией энергии насытил ее дерзкими гармониями, варварскими ритмами, магией джаза и мотивами урбанистики. Сергей Каспров представит многоцветную палитру образов perpetuum mobile в музыке ХХ века: от эпатировавших современников сочинений Сати, Прокофьева, Бартока и Стравинского до экспериментов композиторов-лидеров послевоенного авангарда Дьёрдя Лигети и Фридерика Ржевски.

Подробности и билеты.

Дата публикации: 16.03.2025