БРОНЗОВЫЙ НЕРВ ВРЕМЕНИ. СКУЛЬПТУРА ГРИГОРИЯ ПОТОЦКОГО | Музей Новый Иерусалим
• Уважаемые посетители! 26 апреля выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» работает до 17.30.
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
БРОНЗОВЫЙ НЕРВ ВРЕМЕНИ. СКУЛЬПТУРА ГРИГОРИЯ ПОТОЦКОГО
С 22 февраля до 10 апреля 2022 года в Государственом историко-художественном музее «Новый Иерусалим» проходила выставка скульптора Григория Потоцкого «Бронзовый нерв времени». Выставка подводила итог 30-летней работе мастера: на ней были представлены 20 скульптур из бронзы. Самая ранняя «Ноосфера» датируется 1990-м годом, последние произведения («Похищение Европы», «Потоцкий и любовь», «Изящество любви») сделаны в 2021 году.
Григорий Потоцкий

Мои работы — это переплетение энергии, нервов и эмоций. «Бронзовый нерв времени» — выставка линеарной скульптуры. Это мое лично изобретение. Средствами скульптуры я размышляю о том, что переживаю, вижу, чувствую и понимаю. В работе я ставлю задачи глобального масштаба: не просто выразить себя, но еще и понять, что есть искусство в современном мире.

Григорий Потоцкий (р.1954) — человек сложной судьбы и неукрощенной энергии. Он родился в ГУЛАГе в Курганской области, в детстве переболел остеомиелитом и за-из осложнений до десяти лет не мог ходить. Годы, проведенные в санатории для лежачих больных, наложили сильный отпечаток на его мировоззрение. Он не только скульптор и живописец, но и мифотворец, создатель собственной этической системы. На его знаменах написаны слова о добре и сострадании, они для него как волшебные заклятия от злых чар. «Доброта и благодарность — главные добродетели человечества, — не устает повторять он. — Там, где доброта, не нужна свобода, потому что доброта и есть свобода».

Центральная работа выставки — «Распятие на топоре. Достоевский». Героями писателя движет чувство обиды и сожаления, желание помочь униженным и оскорбленным, отмстить их обидчикам. И вот самые активнее берутся за топор и призывают бунт. Но в революции нет справедливости, революция несет с собой преступление. А преступление заканчивается распятием, жаждой искупления. Линия искупления тоже в романах Достоевского сильна. «И у меня, как у художника, возникает желание выпрыгнуть из этого порочного круга. Путем насилия нельзя решить ни одной проблемы. Доброта — вот универсальный выход», — говорит художник.

Григорий Викторович окончил Одесское художественное училище им. М. Б. Грекова и истфак Молдавского государственного университета. Своим учителем в искусстве считает кишиневского скульптора Лазаря Дубиновского (1910-1982), который в 1930-е стажировался во Франции у Бурделя. Потоцкий попал в мастерскую Дубинского в 14-летнем возрасте и усвоенные тогда пластические принципы стали основой его стиля. Великолепно работая в академической манере, легко добиваясь портретного сходства, в своих программных вещах, он занят поисками символических образов, не повторяющих реальность, но сводящих ее до знака. Григорий Потоцкий определяет свой стиль как линеарный: «Я одним касанием, одной линией рождаю чувство объема. Мое искусство — это иероглифы эмоций и мыслей».

Биографическая справка:

Григорий Викторович Потоцкий (р.1954) — известный российский скульптор и живописец, член Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО, почетный академик Российской академии художеств, автор полутора сотен памятников деятелям культуры, установленных по всему миру — от Японии и Шри-Ланки до Франции и Германии, Канады и Мексики.

Потоцкий также знаменит многочисленными портретами актеров, писателей, музыкантов, политиков. Среди тех, кого скульптор увековечил в бронзе, — Жерар Депардье, Паоло Коэльо, Александр Солженицын, Пьер Карден. На выставке в «Новом Иерусалиме» можно увидеть портреты Владимира Высоцкого, Александра Дюма, Игоря Стравинского.

Работы скульптора находятся в музеях Одессы, Симферополя, Кишинёва, в Русском музее в Санкт-Петербурге и Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, а также в частных собраниях, в том числе в коллекциях Эмира Кустурицы и Пьера Ришара.

О скульпторе сняты документальные фильмы «Волшебник со Старого Арбата», «Новый Пигмалион», «Искусство, меняющее жизнь» и др.