Важно! Эта выставка с бесплатным аудиогидом (для прослушивания понадобится телефон с возможностью считать куар-код и наушники). Также посетители получают печатную карту-путеводитель.
В экспозицию вошли работы Роберта Фалька, Александра Шевченко, Нины Симонович-Ефимовой, Александра Волкова, Ростислава Барто, Сергея Романовича, Евгения Окса и других художников. Всего на выставке представлены более 130 работ 25 авторов. Часть произведений никогда еще не демонстрировалась публике.
Выставка рассчитана на широкую аудиторию, над ее созданием работали представители разных поколений, а подготовка проекта проходила в формате лаборатории.
Выставка «Невидимы и свободны» — довольно редкий пример воплощения в жизнь разработанной молодыми студентами-искусствоведами концепции выставочного проекта. История создания выставки началась в 2021 году, когда музей «Новый Иерусалим» выступил партнером очередной, пятой по счету, школы Avant-Garde LAB, созданной культурным проектом и изданием «Энциклопедия русского авангарда» и Еврейским музеем и центром толерантности. Студентам курса, будущим кураторам предложили придумать проект реальной большой выставки (прослушав предварительно лекции и пройдя практические занятия). Тогда музей «Новый Иерусалим» предоставил для кураторских рефлексий свою коллекцию советской живописи 1920-1930-х годов. 25 июля 2021 года в Еврейском музее и центре толерантности состоялась защита проекта кураторской школы Avant-Garde LAB 5 на основе музейного собрания «Нового Иерусалима». Финальная выставочная концепция получила название «Невидимы и свободны: советское искусство 1920-1930-х годов».
Музей «Новый Иерусалим» принял решение не только продолжить работу над совершенствованием концепции выставки, но и масштабировал её до проекта-исследования. Выставка-лаборатория объединила сразу три группы молодых исследователей. Кураторы из Avant-Garde LAB 5 разработали обновленную концепцию выставки, составили тематико-экспозиционный план, сопроводили разделы экспликациями. Параллельно с ними работали подростки и студенты без специальной подготовки в области искусствоведения, опираясь на разные сферы знания. Студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ разработали фирменный стиль и графический дизайн, черпая вдохновение из фотоматериалов эпохи и традиций советского плаката. Этот подход привел к рождению самобытного шрифтового решения, разработанного специально для выставки.
Тем временем в рамках совместной программы музея «Новый Иерусалим» и образовательного центра «Взлет», действующего на базе подмосковной гимназии имени Е. М. Примакова, старшеклассники из разных городов Московской области впервые погрузились в тему искусства страны начала века. Прослушав курс занятий и познакомившись с коллекцией, они подготовили путеводитель, аудиогид и квест. Специалисты музея выступали наставниками, помогая подросткам сделать первые шаги в проектной деятельности и выработать свой язык и нестандартные форматы просветительской деятельности
В результате посетителю, по сути, предстоит увидеть три независимых взгляда на советский модернизм 20-30-х годов XX века, объединенных работами и пространством музея «Новый Иерусалим».
Анна Антипенко, директор музея «Новый Иерусалим»Эта выставка — плод большого коллективного труда и пример того, как по-разному и, в то же время похоже можно смотреть на одно и то же явление или период в искусстве. Музей «Новый Иерусалим» рад выступить местом такого открытого диалога, мы никогда еще не проводили подобных проектов. Тем более, что диалог касается знаковой для нашего собрания коллекции произведений советских модернистов. В 2021 году в рамках партнерства нашего музея со школой Avant-Garde LAB ее студенты провели кропотливую и продуктивную работу в фондах музея «Новый Иерусалим». Результатом этой работы стала концепция выставки, которую нам непременно захотелось претворить в жизнь. Исследовав достаточно сложный пласт искусства с молодыми специалистами и старшеклассниками, заручившись поддержкой всех наших партнеров, мы вместе представляем сегодня посетителям новую выставку-лабораторию.
ПОДРОБНЕЕ О ВЫСТАВКЕ
Начало XX века — время дерзких художественных экспериментов и амбициозных политических проектов не только в России, но и во всей европейской культуре. Для творцов этой эпохи, к которым, безусловно, принадлежат и герои этой выставки, стремление опередить своё время было сколь искренним, столь и невозможным порывом к абсолюту. Но именно этот настойчивый, а порой отчаянный поиск выхода за устоявшиеся рамки искусства обусловил множественность и разнообразие стилей и течений, давших мощнейший импульс для развития мировой культуры.
Поколение молодых советских художников, чьи работы представлены на выставке, принадлежало к разным изобразительным школам, действовавшим в 1920–30-е годы. Хотя и в более поздний военный и послевоенный периоды многие из этих художников продолжали свои поиски, несмотря на всевозможные трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. В 1920-х они активно включались в художественную жизнь молодой Страны Советов, искали признания коллег, размышляли о содержании и задачах нового искусства. Вместе с тем часть вещей изначально создавалась для немногих зрителей или вовсе для себя: лирические пейзажи, городские виды, полотна на религиозные темы, непарадные автопортреты и портреты друзей. Эти произведения составляют параллельную художественную реальность, заметно контрастирующую с официальной линией, построенной на идее воспроизводства соцреалистического канона.
Команда кураторов выставки Avant-Garde LAB 5Разнообразие стилей и взглядов на новую действительность, уникальность индивидуальных путей и поиски выразительных средств соединяются в оригинальный портрет эпохи, написанный героями выставки. Однако важно подчеркнуть, что это не столько хроника, сколько совокупность личных историй, и через них проступают контуры невидимого искусства времени, в которое довелось жить этим художникам. Разнородные работы необходимо воспринимать как личные комментарии авторов по поводу важных для них тем, таких как повседневность, общество и люди вокруг, поиск места в профессии и мире. Они не дают прямых ответов, но ставят важные вопросы.
Насколько соотносятся общественная жизнь и искусство? Что влияет на метод, который художник использует для описания действительности? Как одно и то же время воплощается в работах художников, избравших разные творческие пути? Как оставаться верным себе в эпоху перемен? Свобода, выраженная в возможности задавать эти вопросы и искать на них ответы, оказывается не менее важной, чем сами ответы. Выставка предлагает зрителям сделать попытку задать себе эти вопросы вместе с художниками, и, вместе с тем, познакомиться с новым прочтением одного из главных культурных кодов музея «Новый Иерусалим» — богатой и уникальной коллекцией живописи и графики 1920-1930-х.
Юлия Каптановская, управляющий партнер проекта «Энциклопедия русского авангарда»Мы благодарны Музею «Новый Иерусалим» за открытую позицию и коллаборацию, позволившую студентам школы Avant-Garde LAB, созданной совместно с Еврейским музеем и центром толерантности, воплотить выставочный проект в музейном пространстве. Кураторская школа задумывалась как инновационный подход к выставочной деятельности не только в части привлечения группы молодых кураторов, но и переосмысления коллекции музея. Мы рады, что наконец-то появилась возможность увидеть результат этого эксперимента.
В рамках выставки пройдут просветительские и научные мероприятия.
Выставка продлится до 12 января 2025 года.
СОЗДАТЕЛИ ПРОЕКТА
Авторы идеи и руководители проекта:
Наталья Михалина, заместитель директора музея «Новый Иерусалим»
Арина Гундрова, ученый секретарь музея «Новый Иерусалим»
Людмила Денисова, руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим»
Команда кураторов выставки Avant-Garde LAB 5:
Евгения Андреева, Евгения Губайдуллина, Анастасия Добрыднева, Александр Кремер, Валерия Лаврушичева, Светлана Макагон, Майя Мамедова, Егор Никитин, Елизавета Новикова, Анастасия Орлова, Артур Сабельфельд, Ксения Реброва
Руководитель кураторской школы:
Александр Кремер
Научные консультанты:
Людмила Денисова, Александр Кремер
Графический дизайн:
Школа дизайна НИУ ВШЭ: Эрик Белоусов, Мария Кузминых, Галина Титова
Участники образовательной программы «Мастерская по созданию музейного путеводителя» на базе образовательного центра «Взлёт»:
Диана Андреева, Василий Батурин, Алина Буянова, Екатерина Воронина, Полина Гетц, Виктория Гусева, Александра Дементьева, Софья Елаева, Варвара Комарова, Олеся Куренкова, Евгения Луканина, Ангелина Мазина, Дмитрий Одинцов, Полина Радченко, Егор Светлаков, Армине Тадевосян, Александра Шарова, Яна Щербакова
Кураторы программы: Арина Гундрова, Екатерина Пшенина, Александра Подольская, Юлия Чувилькина.