«Сохраняя вечное». Цикл сменных выставок в постоянной экспозиции | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
«Сохраняя вечное». Цикл сменных выставок в постоянной экспозиции
Музей «Новый Иерусалим» знаменит не только своими масштабными выставочными проектами и знаковыми культурными мероприятиями, он обладает одним из богатейших художественных собраний в нашей стране. За более чем 100-летнюю историю своего существования в результате активного и вдумчивого комплектования, начавшегося ещё в послевоенный период, музей сформировал весьма полные коллекции, среди которых — живопись, скульптура, графика, шитье, редкие книги, нумизматика, фарфор, художественное стекло, иконопись, церковная утварь, археологические материалы и многое другое. Музей «Новый Иерусалим» про демонстрирует своё разностороннее собрание, открывая цикл выставок «Сохраняя вечное» (0+) . С 24 октября по 24 декабря 2023 года мы будем знакомить своих посетителей с уникальными памятниками церковного и светского искусства XVII–XIX веков. Это разные по своей стилевой и жанровой направленности коллекции медальерного искусства, литья, эмалевой миниатюры и старообрядческих рукописных книг .

Экспонаты цикла «Сохраняя вечное» будут представлены в постоянной экспозиции музея среди уже хорошо знакомых нашим посетителям произведений, не нарушая смысловой направленности, станут прекрасным дополнением и позволят продемонстрировать небольшую часть сокровищ музейных фондов «Нового Иерусалима», которые вызовут несомненный интерес широкой публики.

Стоимость входной платы за посещение цикла сменных выставок в Постоянной экспозиции под названием «СОХРАНЯЯ ВЕЧНОЕ» включено во Входную плату за посещение Постоянной экспозиции музея

Эмали

Относительно небольшая по количеству, но уникальная по содержанию коллекция предметов, выполненных в технике росписи на эмали, была сформирована в первой половине XX века. Это медальоны и накладки, которые, большей частью, служили украшениями церковных сосудов и митр. Техника росписи на эмали появилась в русском декоративно-прикладном искусстве в начале XVIII в. и была заимствована у французских и немецких эмальеров. Миниатюрные изображения выполнялись на эмали прозрачными огнеупорными красками, основа которых была из металла: серебра, меди или томпака. Столь сложная техника требовала высокого профессионального навыка: нанесенный на основу перед обжигом миниатюрный рисунок нельзя было исправить. Местами выполнения такого рода произведений был Санкт-Петербург, Москва, с конца XVIII в. центром росписи на эмали стал город Ростов Великий, где это производство сохраняется и поныне. Авторы росписей следовали стилю и моде живописной практики своего времени, подражали «большому» искусству, охотнее всего академическому стилю. В расписных эмалевых медальонах и накладках в начала XIX в. использовали технику гризайльной живописи, когда изображение выполняется градациями одного тона. Чаще всего такого рода изображения, напоминающие скульптурный барельеф, выполнялись на кобальтовом фоне. Полихромная роспись отличалась яркими, насыщенными цветами, блеск которых напоминал сияние драгоценных камней.

Медали

C XV века в виде наград жаловались золотые монеты разного достоинства и происхождения: португалы, талеры, новгородки, московки. Массовое награждение ими производилось до 1696 года.

Русское медальерное искусство обязано своим рождением эпохе Петра I, когда в Россию были приглашены западноевропейские мастера. Первая специальная награда была отчеканена в 1702 году при штурме Нотебурга для добровольцев. Первая массовая модель выдана участникам сражения при Калише (1706). После награждения медалями участников сражения при Гренгаме в пожаловании медалями был перерыв до 1760 года.

Технология производства медалей сложна: по эскизу художника-медальера изготавливалась восковая модель и отливался гипсовый слепок, затем делалась отливка и следом — матрица из стали, с которой и выдавливался штемпель для чеканки. Материалом для изготовления памятных медалей было серебро и бронза. В Императорской Академии художеств существовал отдельный класс, который готовил мастеров медальеров. Искусство медальной композиции требует выработки особого лаконичного языка, мастерства компоновки в окружности, знания языка символов и аллегорий. В XVIII веке изготавливались серии медалей, посвященные историческим событиям, знаменательным датам, выдающимся личностям эпохи: своего рода «металлическая летопись» России. По инициативе Петра I была выполнена знаменитая серия серебряных медалей на события Северной войны, заказанная в Германии у Ф. Г. Мюллера. В собрании музея «Новый Иерусалим» имеется несколько медалей-повторений в бронзе XVIII века мюллеровской серии, а также авторские медали С. Юдина с изображением русских князей и императоров. Отдельного внимания заслуживают ретроспективные медали, посвящённые событиям отечественной истории, они были исполнены в XVI–XIX веке, а ныне представлены в экспозиции музея.

Литье

К особому разделу церковного искусства относятся произведения мелкой пластики из меди и ее сплавов. Меднолитые иконы и кресты появились на Руси со времени принятия христианства вместе с обычаем носить на груди кресты и иконки с резным изображением святых. Образцами для ранних памятников меднолитой пластики служили произведения, резанные из кости, камня и дерева, изделия из драгоценных металлов. Технология изготовления давала возможность тиражирования изделий из меди или медных сплавов, что вместе со сравнительной дешевизной материала, делало их доступными для широкого круга населения. К XVII веку меднолитая мелкая пластика получила широчайшее распространение и почти вытеснила из обихода дорогие резные произведения декоративно-прикладного искусства.

Иконография произведений мелкой пластики обусловлена охранительным назначением крестов и подвесных иконок, которые носили на груди как обереги. Кроме изображений Богоматери и Спасителя распространены изображения святых воинов Георгия, и Дмитрия Солунского, князей Бориса и Глеба, Николая Чудотворца, по-читаемые, как защитники воинов русских городов и покровители путников. Важны были целители от болезней, хранители семейного очага и избавители от искушений. Небольшие иконы и складни, в том числе, и меднолитые, брали в далекие путешествия и военные походы. На них изображались местно чтимые и патрональные святые заказчика, а также храмовые праздники.

Выставка будет открыта для посетителей до 24 декабря 2023 года.