Выставка задумана как встреча двух крупных музейных коллекций искусства XX века . Предыдущий межмузейный проект подобного масштаба с участием Музея имени Савицкого, построенный на сопоставлении двух коллекций, состоялся в 1989 году, когда вместе с Русским музеем была выпущена книга «Авангард, остановленный на бегу».
Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим» позволит по-новому взглянуть на художественный процесс 20-х — 30-х годов XX века , во всей его сложности и многообразии.
Андрей Воробьёв, губернатор Московской области:Сближение России и Узбекистана сегодня идёт по многим направлениям — в экономике, науке и образовании, в сфере туризма и гостеприимства и, конечно, в области искусства. Творчество всегда объединяет, особенно когда есть общая история, прочные культурные связи, взаимопонимание и поддержка между нашими народами. Уверен, что совместный проект «Свет между мирами» поможет укрепить дружбу России и Узбекистана, будет интересен как знатокам и ценителям искусства, так и тем, кто впервые приехал к нам в «Новый Иерусалим»
Объединяет собрания Музея «Новый Иерусалим» и Музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого то, что на сегодняшний день их место в «музейном строительстве» и содержание их фондов остаются в полной мере не исследованными. Отчасти поэтому к работе над выставкой была привлечена расширенная кураторская группа. Это дало проекту необходимый объем, позволяя высветить несколько силовых линий и смысловых центров выставки.
Кураторами выставки выступили руководитель художественного отдела Музея «Новый Иерусалим» Людмила Денисова , искусствовед, концептолог и сценарист Елена Папченко , кандидат искусствоведения Надежда Плунгян , ведущий научный сотрудник художественного отдела Музея «Новый Иерусалим» Лариса Черненилова . Научный консультант проекта — искусствовед, специалист в области русского искусства ХХ века Александр Балашов .
Гаянэ Умерова, председатель Фонда развития культуры и искусства Узбекистана:Выставка «Свет между мирами» — это результат уникального межмузейного партнёрства, основанного на уважении к наследию и стремлении пересмотреть привычные художественные нарративы. Музей Савицкого, благодаря усилиям его основателя и энтузиастов музейного дела, смог сохранить пласт искусства, который на протяжении десятилетий оставался вне официального канона, но сегодня приобретает всё большую актуальность.
Это первый за многие годы международный проект, объединяющий такие значимые и при этом столь различные коллекции, как собрания Музея «Новый Иерусалим» и Музея Савицкого. Вместе они раскрывают забытые или искажённые страницы истории искусства, позволяют взглянуть на 1920–1930-е не только как на противостояние авангарда и соцреализма, но как на время поиска нового художественного языка, внутренней свободы и эксперимента.
Отдельный акцент выставки — история «музейного строительства». Оба собрания формировались в условиях, когда многие произведения искусства оставались вне официального культурного поля. Важно отметить, что именно благодаря Игорю Савицкому удалось собрать столь масштабную и уникальную коллекцию. Формирование коллекции искусства XX века в Музее «Новый Иерусалим» началось в середине 1980-х годов , когда музей ещё находился на территории монастыря и носил название Московского областного краеведческого. Комплектование фондов работами художников XX столетия происходило в «Новом Иерусалиме» с чистого листа при поддержке директора Василия Нижегородова и было делом частной инициативы сотрудников музея, которые и сегодня продолжают свою деятельность, — Людмилы Денисовой (сейчас заведующая художественным отделом и хранитель живописи) и Ларисы Чернениловой (сейчас ведущий научный сотрудник).
Василий Кузнецов, министр культуры и туризма Московской области:Выставочный проект «Свет между мирами», объединяющий два региона, отдаленных друг от друга более чем на 2000 километров, две страны, связанные общими страницами истории, — важнейший международный культурный мост, значение которого сегодня сложно переоценить. Примечательно, что проект проходит в нашем музее «Новый Иерусалим», являющемся ведущей и крупнейшей в России культурной институцией с региональным статусом и, кроме того, имеющем с Нукусским музеем созвучные коллекции поставангарда 1920−1930 годов, интерес к которому заметно возрос в последние годы
Экспозиция выстроена как последовательность тематических разделов, отражающих поиски художников 1920–1930-х годов. В разделе «Мастера нового Востока» представлены работы, формирующие образ Востока и национального модернизма ( Александр Волков, Николай Карахан, Урал Тансыкбаев и другие). «Лица времени» посвящены портрету как хронике эпохи и исследованию типажей нового общества. «Метафизика 1920–1930-х» обращается к философским поискам Климента Редько и Соломона Никритина , которые стремились отобразить на холсте стремительные перемещения человека во времени и пространстве, борьбу индустрии и природы, напряжение космических и земных сил, колебания радиоволн. Раздел «Открытие нового мира. Объединение „Цех живописцев“» посвящён художникам — Александру Шевченко, Ростиславу Барто, Николаю Витингу и другим, — отстаивавшим значимость станковой живописи как носителя духовного опыта и подлинных смыслов истории на фоне увлечения индустриальным производством и дизайном. Каждый из разделов подчеркивает полифонию и экспериментальный дух времени, сохраняя уникальность авторских высказываний.
Гулбахар Изентаева, директор Нукусского музея (Savitsky Museum):Для нашего музея участие в выставке «Свет между мирами» — это не просто международное сотрудничество, а важнейшее событие, позволяющее вновь обратить внимание на художественные открытия, сделанные поколением, оставшимся за пределами официальной истории советского искусства. Коллекция музея Савицкого уникальна не только своим составом, но и историей формирования — она стала возможной благодаря смелости и дальновидности Игоря Витальевича Савицкого, который, рискуя, сохранял то, что было отвергнуто системой.
Сегодня, когда наши работы выходят за пределы Нукуса и оказываются в диалоге с собраниями таких музеев, как «Новый Иерусалим», мы видим, как важно продолжать это наследие — говорить о многообразии, эксперименте, личных художественных интонациях, которые и составляют живую ткань культуры. Уверена, что выставка станет важным вкладом в переосмысление роли региональных музеев в сохранении и интерпретации глобального художественного процесса
Частью выставки также станут звуковые инсталляции: посетители смогут услышать «голоса» представленных на выставке художников, чьи высказывания будут сопровождаться музыкой — от классических произведений до почти забытых сочинений советских композиторов 1920–1930-х годов.
В рамках выставки издается научный каталог, готовится к выпуску серия сувенирной продукции, сформирована программа тематических мероприятий для взрослых и детей.
Надежда Плунгян, сокуратор выставки:Сценарий экспозиции выстроен как череда художественных метафор, описывающих главные вызовы эпохи: расширение границ пространства и времени, вопрос о месте человека в индустриальном мире, новую метафизику, взаимосвязь отдельной личности и общества. Здесь не ставится невозможная задача дать зрителю полное представление о каждой коллекции, но раскрываются пространства их сближения и диалога в том, что касается образа времени и идеи будущего в ее самом широком смысле
О Фонде развития культуры и искусства Узбекистана
Фонд развития культуры и искусства при Кабинете Министров Узбекистана был создан в 2017 года Постановлением Президента Узбекистана. Фонд занимается сохранением, продвижением и поддержкой культурного наследия Узбекистана, а также расширением международных и межгосударственных культурных связей, развитием сотрудничества с международными культурными организациями и благотворительными фондами в сфере культуры и искусства. Играя ведущую роль в культурном развитии страны, Фонд привержен развитию культурной экосистемы страны, стимулированию креативной экономики и созданию возможностей для деятелей искусства на национальном, региональном и международном уровнях. Фонд убежден, что культура и наследие играют ключевую роль в формировании общества, объединении сообществ, преемственности поколений и развитии межкультурного диалога.
Фонд успешно провел более 15 выставок музейных экспонатов за рубежом, четвёртую Всемирную конференцию по креативной экономике (WCCE, 2–4 октября 2024 года), а также реализует такие масштабные инициативы, как Аральский культурный саммит (4–6 апреля 2025 года, Нукус, Каракалпакстан), участие Узбекистана в Expo 2025 в Осаке (апрель — октябрь 2025, Осака, Кансай, Япония), реновация Центра современного искусства в Ташкенте, строительство нового здания Государственного музея искусств Узбекистана по проекту Тадао Андо и реставрация Дворца великого князя Романова. Фонд также запустил проект Tashkent Modernism XX/XXI — долгосрочное исследование, направленное на документирование и защиту модернистской архитектуры Ташкента. В рамках проекта вышли две важные публикации в сотрудничестве с Rizzoli New York (издано в ноябре 2024 года) и Lars Müller Publishers (выход ожидается в начале 2025 года). В Бухаре Фонд организует первую Бухарскую биеннале, которая пройдет в сентябре 2025 года.
ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА
