«В пространстве внутренней свободы». Выставка работ Михаила Соколова | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
«В пространстве внутренней свободы». Выставка работ Михаила Соколова
Небольшая выставка работ Михаила Соколова (1885-1947) из собрания музея приурочена к выходу каталога живописи художника. Этим изданием, которому предшествовал выход трехтомного альбома-каталога графических произведений, завершается масштабный обзор творчества уникального мастера.

«Художником милостью Божьей», «Апостолом прекрасного» называли Михаила Ксенофонтовича Соколова современники. Сам же он себя считал «неисправимым романтиком», не изменяя своей Музе даже в условиях ссылки в Сибири, куда он попал по ложному доносу в 1938 году, освободившись досрочно в связи с тяжелым состоянием здоровья в 1943 году.

Людмила Денисова, руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим», куратор выставки

Михаил Соколов – художник-одиночка, не примыкавший ни к одному объединению, давно привлекает внимание исследователей. Его трагическая судьба, вечно преследующая нищета, голод, ссылка, и в то же время романтическое, отстраненное от бытовых реалий искусство, многих не оставляет равнодушным. По выражению друга и биографа Михаила Ксенофонтовича Николая Тарабукиина, «искусству он служил как средневековый паладин даме своего сердца…», не оставляя эту «службу» даже в тяжелых условиях ссылки в Сибири.

Большая часть представленных работ выполнена уже после ссылки, в Рыбинске, где художник проживал до 1947 года, так как ему было запрещено жить в столице.

Трагическая тема, изображающая убитых птиц, появилась у Соколова неслучайно. Страдая в Рыбинске от одиночества, художник делил свою судьбу с галчонком, которого подобрал во дворе. Смерть галчонка тяжело подействовала на художника, но, конечно, этим сюжетом из жизни не исчерпывается содержание работ, тем более что к этой теме Соколов обращается еще в 1930-е годы, и, кажется, в этих, как правило, полных драмы произведениях — отражение судьбы мастера.

Помимо работ из цикла «Убитые птицы», выставка также включает и другие натюрморты, свидетельствующие о том, что живопись художника хорошо вписывается как в традиции классического искусства, так и новейшего французского, что особенно чувствуется в прекрасном «Московском пейзаже» мастера, отличающегося лиризмом и одновременно живописной свободой.

Сам художник мрачно смотрел на будущее своих работ, не веря, что они дойдут до потомков, но, несмотря на то что многие из его произведения были утеряны, от его творчества осталось колоссальное наследие — тысячи работ, которые разошлись по музеям и частным собраниям. Музей «Новый Иерусалим» хранит почти 150 его произведений, большая часть из которых графические циклы, и одни их названия говорят сами за себя: «Прекрасные дамы», «Всадники», «Музыканты», серия «Французская революция», «Странствующие комедианты» и другие.

На небольшой выставке, приуроченной к изданию каталога живописи художника, экспонируются в основном поздние работы мастера, написанные маслом, и в то же время один графический портрет из цикла «Прекрасные дамы» в качестве камертона к его творчеству будет показан зрителю.

Каталог можно приобрести в магазине музея «Новый Иерусалим».

Юрий Петухов, коллекционер, искусствовед, издатель

С чувством невероятного удовлетворения представляем вниманию читателя четвертый, заключительный том, посвященный живописному наследию Михаила Ксенофонтовича Соколова. Теперь наследие художника, разбросанное по многочисленным музеям и частным собраниям, наконец-то обрело свой «дом».

Начиная в 2016 году работу над изданием, мы не представляли, что потребуется столько времени, чтобы мечта стала реальностью. Но эти годы работы, тревог и надежд — ничто по сравнению с десятилетиями ожидания подобного издания специалистами и исследователями русского искусства ХХ века.

Более 250 живописных и 1200 графических произведений вошли в эти 4-е тома, что для художника столь сложной человеческой и творческой судьбы кажется невероятным, но это факт. 90% из них опубликованы впервые.

Желая отдать дань нашего уважения творчеству Михаила Соколова, мы старались подготовить издание максимально полное и полезное музейным сотрудникам, искусствоведам, коллекционерам и всем интересующимся русским искусством ХХ века.

Проведение самой первой презентации именно в музее Новый Иерусалим не случайно. Музей давно и последовательно ведет огромную работу по сохранению и популяризации искусства незаслуженно забытых мастеров ХХ века и Михаил Соколов — один из таких авторов. Его работы хранятся в фондах музея, и включены в издание.

Выставка продлится до 15 января 2023 года и будет доступна по билету на постоянные экспозиции музея или на временную выставку «Французский вкус князей Юсуповых».