ЖИВОПИСЬ НА БУМАГЕ | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
ЖИВОПИСЬ НА БУМАГЕ
28 сентября в Греческом зале музея «Новый Иерусалим» открылась выставка «Живопись на бумаге» (0+), которая представляет девятнадцать работ замечательного советского и российского художника Николая Александровича Эстиса из собственного собрания музея. Для посещения выставки нужно забронировать бесплатный билет.

Несозданных миров отмститель будь, художник, — Несуществующим существованье дай; Туманным облаком окутай свой треножник И падающих звезд пойми летучий рай! Осип Мандельштам. 1911

Николай Эстис родился 8 августа 1937 года в Москве, через месяц семья переехала на родину отца. Первое воспоминание будущего художника — это расцвеченное бомбежкой ночное небо. Мать и сестра пытались оттащить маленького Колю в укрытие, а он изо всех сил рвался посмотреть яркие всполохи от разрыва снарядов. Так их семья встретила Великую Отечественную войну. В первые же дни войны отец ушел добровольцем на фронт. А Ника с мамой и старшей сестрой были эвакуированы на открытой платформе, где до этого перевозили уголь. По дороге их эшелон попал под авианалет, от состава осталась только половина… Чудом уцелев, пройдя трудности и лишения войны, семья воссоединилась в маленькой деревушке в Башкирии с отцом, получившим тяжелую контузию на фронте.

Еще находясь в эвакуации, Николай увлекся рисованием, сначала копируя репродукции известных картин из журналов, доступными на тот момент материалами.

Окончив в 1954 году среднюю школу, Николай Эстис вернулся в Москву, имея твердое намерение стать профессиональным художником, по-другому он свою судьбу и не представлял. В 1958 году он закончил Московское художественно-графическое училище и был призван на службу в армию. Отслужив, вернулся к делу всей своей жизни — рисованию.

Работы Николая Эстиса были высоко отмечены и с начала 60-х годов стали экспонироваться на многочисленных московских, всесоюзных и международных выставках, а 1966-м открылась первая персональная выставка в Москве. В 1975-м Эстиса приняли в Союз художников и выделили собственную мастерскую. Поездки в Дома творчества художников в Тарусу и Сенеж в начале 1980-х дали новый импульс развитию искусства Николая Эстиса. Там же на Сенеже судьба свела его с художницей-иллюстратором Лидией Шульгиной, их встреча, по воспоминаниям самого Николая Александровича была «настоящим чудом» и переросла в счастливый творческий, а впоследствии семейный союз. Эстис ощущал невероятный подъем, по его выражению искусство из него просто «лилось». Вдохновляясь талантом друг друга, оба творца создали множество прекрасных произведений. Они прожили вместе до 27 декабря 2000 года — дня, когда Лидии Шульгиной не стало… Потеря супруги стала настоящей трагедией в жизни художника, ему было крайне сложно всерьез вернутся к творчеству.

Графические и живописные работы Николая Александровича Эстиса хранятся в собраниях крупных отечественных и зарубежных музеев –Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музее «Новый Иерусалим», в государственных художественных музеях Петрозаводска, Ярославля, Орла, в художественном музее Эстонии, Дрезденском музее, в собрании Академии Наук США, а также в частных коллекциях.

Выставка «Живопись на бумаге» хронологически отражает весьма небольшой отрезок творческой жизни мастера — восьмидесятые годы прошлого столетия. Это работы циклов: «Данте», «Внутренняя форма», «Птицы», «Деревья» и др. Сложная трактовка образов раскрывает всю уникальность таланта Эстиса, работая на ассоциациях второго порядка, погружает зрителя в мир аллюзий и метафор, заставляя переосмыслить хорошо знакомые мотивы. Ангелы, птицы, деревья, фигуры — главные герои произведений художника, в них заключена его душа и суть. Созданные в абстрактной манере, они ощущаются реальнее материального мира.

Расшатывая рамки образно-визуального восприятия зрителя, мастер оставляет за собой право неоднозначности художественного высказывания. Его стилевая манера подчинена стихийности, стремлению к усмирению внутреннего хаоса через процесс создания произведения. Поймав ритм танца кисти художника, зритель словно включается в игру разгадки образов, нахождения собственных смыслов и ответов, становясь как бы соавтором.

Экспонируемые на выставке произведения, исполненные темперой — по сути, являются живописью на бумаге. Эта известная с древних времен техника позволяет передать яркость, выразительность образов, подчеркнутых благородством матовой фактуры. Свободный творческий язык автора помогает расширить внутренние границы человека, созерцающего его произведения и позволяет самостоятельно развить всю семантику изображаемого.

Выставка продлится до 12 ноября 2023 года.